18:27 |
Тема: как всё начиналось..
Микаса_Акерман [Off] (11.01.2014 / 12:37)
один человек. Когда в 1839 году
фотографический процесс стал широко
известен, то его имя было тесно связано с
этим изобретением. Но этот «один человек»,
Дагер, в действительности не был тем, кто
сделал первую фотографию. Ее сделал
другой человек — Жозеф Нисефор Ньепс —
за семнадцать лет до того, как Дагер
опубликовал свое важное сообщение в 1839
году. А за четыре года до сообщения Дагера
Фокс Тальбот получил негативное
изображение на бумаге (размером в один
квадратный дюйм), которая была помещена
в фотографической камере. В том же 1839
году Ипполит Байар продемонстрировал в
Париже позитивные отпечатки, а Джон
Гершель прочитал в Королевском обществе
(Академия наук в Англии) свой доклад об
изобретенном им способе фиксирования
фотографий с помощью гипосульфита соды,
того самого гипосульфита, которым и сейчас
пользуются в каждой фотолаборатории.
Первым человеком, кто доказал, что свет, а
не тепло делает серебряную соль темной,
был Иоганн Гейнрих Шульце (1687—1744),
физик, профессор Галльского университета
в Германии. В 1725 году, пытаясь
приготовить светящееся вещество, он
случайно смешал мел с азотной кислотой, в
которой содержалось немного
растворенного серебра. Он обратил
внимание на то, что когда солнечный свет
попадал на белую смесь, то она становилась
темной, в то время как смесь, защищенная
от солнечных лучей, совершенно не
изменялась. Затем он провел несколько
экспериментов с буквами и фигурами,
которые вырезал из бумаги и накладывал на
бутылку с приготовленным раствором, —
получались фотографические отпечатки на
посеребренном меле. Профессор Шульце
опубликовал полученные данные в 1727
году, но у него не было и мысли
постараться сделать найденные подобным
образом изображения постоянными. Он
взбалтывал раствор в бутылке, и
изображение пропадало. Этот эксперимент,
тем не менее, дал толчок целой серии
наблюдений, открытий и изобретений в
химии, которые с помощью камеры-обскуры
спустя немногим более столетия привели к
открытию фотографии.
Химическая предыстория фотографии
начинается в глубокой древности. Люди
всегда знали, что от солнечных лучей
темнеет человеческая кожа, искрятся опалы
и аметисты, портится вкус пива. Оптическая
история фотографии насчитывает примерно
тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру
можно назвать «комнатой, часть которой
освещена солнцем». Арабский математик и
ученый десятого века Алхазен из Басры,
который писал об основных принципах
оптики и изучал поведение света, заметил
природный феномен перевернутого
изображения. Он видел это перевернутое
изображение на белых стенах затемненных
комнат или палаток, поставленных на
солнечных берегах Персидского залива, —
изображение проходило через небольшое
круглое отверстие в стене, в открытом
пологе палатки или драпировки. Алхазен
пользовался камерой-обскурой для
наблюдений за затмениями солнца, зная, что
вредно смотреть на солнце невооруженным
глазом.
Перевернутое изображение камеры-обскуры
объясняется просто: свет прямыми линиями
проходит через небольшое отверстие,
сделанное в центре. Линии света,
отраженные от основания освещенного
солнцем пейзажа, проникают в отверстие и
проецируются по прямой линии к верху
стены затемненной комнаты. Подобным же
образом линии света, отраженные от
верхней части пейзажа, идут к основанию
стены, и все линии соответственно проходят
через центр, образуя перевернутое
изображение.
В первые годы пятнадцатого столетия
художники стали стремиться к тому, чтобы
воспроизвести на своих полотнах свет.
Живой интерес к оптике в шестнадцатом
столетии заложил основы научных открытий
следующего века. В 1604 году Кеплер
определил физические и математические
законы отражения зеркал. В 1609 году
Галилей изобрел сложный телескоп. В 1611
году Иоганн Кеплер разработал теорию линз,
которые стали надежными научными
инструментами. Интерес к оптическим
явлениям охватил всю Европу, словно
лихорадка. Художники, так же как и ученые,
оказались под сильным влиянием этих
научных изысканий.
Если художники продемонстрировали
ученым, как нужно видеть мир, то теперь
ученые платили им за эту услугу.
Изобразительное искусство шестнадцатого
столетия, особенно в Венеции и Северной
Италии, отразило огромный интерес к
оптическим явлениям и в семнадцатом
столетии он стал почти всеобщим.
Архитекторы, художники сцены, скульпторы
стали жертвами любви к иллюзии. Фантазия
видения художников была безгранична.
Некоторые голландцы — Карел Фабрициус,
Ян Вермеер, Сэмуэль ван Хугстратен — и
испанец Веласкес шли даже дальше
воспринимаемых возможностей
невооруженного глаза и рисовали явления,
которые можно было видеть лишь с
помощью зеркала или линз. Картина
Вермеера «Девушка в красной шляпе»,
например, представляется нам так, будто
сделана фотокамерой, которая дает
«беспорядочные круги» вокруг ярко
освещенных мест, когда не каждый луч в
потоке света четко сфокусирован.
Для художников семнадцатого,
восемнадцатого и начала девятнадцатого
веков камера-обскура стала приносить
большую практическую пользу, хотя размер
камеры все время уменьшался. Стало
возможным пользоваться камерой-обскурой
на природе, и для этой цели в семнадцатом
веке были модифицированы закрытые
кресла и тенты. В 1620 году Кеплер, великий
астроном и физик-оптик, ставил темную
палатку в поле, устанавливал линзу в
прорезь палатки и наблюдал за
изображением, которое появилось на белой
бумаге, прикрепленной к противоположной
стенке палатки, напротив линзы. Размеры
камеры-обскуры вскоре стали два фута в
длину и меньше фута в высоту, линза
устанавливалась с одной стороны, а у
основания другой — зеркало.
Bce вoкpyг cчacтливы, a я кaк вceгдa.
Обычно полагают, что фотографию изобрелодин человек. Когда в 1839 году
фотографический процесс стал широко
известен, то его имя было тесно связано с
этим изобретением. Но этот «один человек»,
Дагер, в действительности не был тем, кто
сделал первую фотографию. Ее сделал
другой человек — Жозеф Нисефор Ньепс —
за семнадцать лет до того, как Дагер
опубликовал свое важное сообщение в 1839
году. А за четыре года до сообщения Дагера
Фокс Тальбот получил негативное
изображение на бумаге (размером в один
квадратный дюйм), которая была помещена
в фотографической камере. В том же 1839
году Ипполит Байар продемонстрировал в
Париже позитивные отпечатки, а Джон
Гершель прочитал в Королевском обществе
(Академия наук в Англии) свой доклад об
изобретенном им способе фиксирования
фотографий с помощью гипосульфита соды,
того самого гипосульфита, которым и сейчас
пользуются в каждой фотолаборатории.
Первым человеком, кто доказал, что свет, а
не тепло делает серебряную соль темной,
был Иоганн Гейнрих Шульце (1687—1744),
физик, профессор Галльского университета
в Германии. В 1725 году, пытаясь
приготовить светящееся вещество, он
случайно смешал мел с азотной кислотой, в
которой содержалось немного
растворенного серебра. Он обратил
внимание на то, что когда солнечный свет
попадал на белую смесь, то она становилась
темной, в то время как смесь, защищенная
от солнечных лучей, совершенно не
изменялась. Затем он провел несколько
экспериментов с буквами и фигурами,
которые вырезал из бумаги и накладывал на
бутылку с приготовленным раствором, —
получались фотографические отпечатки на
посеребренном меле. Профессор Шульце
опубликовал полученные данные в 1727
году, но у него не было и мысли
постараться сделать найденные подобным
образом изображения постоянными. Он
взбалтывал раствор в бутылке, и
изображение пропадало. Этот эксперимент,
тем не менее, дал толчок целой серии
наблюдений, открытий и изобретений в
химии, которые с помощью камеры-обскуры
спустя немногим более столетия привели к
открытию фотографии.
Химическая предыстория фотографии
начинается в глубокой древности. Люди
всегда знали, что от солнечных лучей
темнеет человеческая кожа, искрятся опалы
и аметисты, портится вкус пива. Оптическая
история фотографии насчитывает примерно
тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру
можно назвать «комнатой, часть которой
освещена солнцем». Арабский математик и
ученый десятого века Алхазен из Басры,
который писал об основных принципах
оптики и изучал поведение света, заметил
природный феномен перевернутого
изображения. Он видел это перевернутое
изображение на белых стенах затемненных
комнат или палаток, поставленных на
солнечных берегах Персидского залива, —
изображение проходило через небольшое
круглое отверстие в стене, в открытом
пологе палатки или драпировки. Алхазен
пользовался камерой-обскурой для
наблюдений за затмениями солнца, зная, что
вредно смотреть на солнце невооруженным
глазом.
Перевернутое изображение камеры-обскуры
объясняется просто: свет прямыми линиями
проходит через небольшое отверстие,
сделанное в центре. Линии света,
отраженные от основания освещенного
солнцем пейзажа, проникают в отверстие и
проецируются по прямой линии к верху
стены затемненной комнаты. Подобным же
образом линии света, отраженные от
верхней части пейзажа, идут к основанию
стены, и все линии соответственно проходят
через центр, образуя перевернутое
изображение.
В первые годы пятнадцатого столетия
художники стали стремиться к тому, чтобы
воспроизвести на своих полотнах свет.
Живой интерес к оптике в шестнадцатом
столетии заложил основы научных открытий
следующего века. В 1604 году Кеплер
определил физические и математические
законы отражения зеркал. В 1609 году
Галилей изобрел сложный телескоп. В 1611
году Иоганн Кеплер разработал теорию линз,
которые стали надежными научными
инструментами. Интерес к оптическим
явлениям охватил всю Европу, словно
лихорадка. Художники, так же как и ученые,
оказались под сильным влиянием этих
научных изысканий.
Если художники продемонстрировали
ученым, как нужно видеть мир, то теперь
ученые платили им за эту услугу.
Изобразительное искусство шестнадцатого
столетия, особенно в Венеции и Северной
Италии, отразило огромный интерес к
оптическим явлениям и в семнадцатом
столетии он стал почти всеобщим.
Архитекторы, художники сцены, скульпторы
стали жертвами любви к иллюзии. Фантазия
видения художников была безгранична.
Некоторые голландцы — Карел Фабрициус,
Ян Вермеер, Сэмуэль ван Хугстратен — и
испанец Веласкес шли даже дальше
воспринимаемых возможностей
невооруженного глаза и рисовали явления,
которые можно было видеть лишь с
помощью зеркала или линз. Картина
Вермеера «Девушка в красной шляпе»,
например, представляется нам так, будто
сделана фотокамерой, которая дает
«беспорядочные круги» вокруг ярко
освещенных мест, когда не каждый луч в
потоке света четко сфокусирован.
Для художников семнадцатого,
восемнадцатого и начала девятнадцатого
веков камера-обскура стала приносить
большую практическую пользу, хотя размер
камеры все время уменьшался. Стало
возможным пользоваться камерой-обскурой
на природе, и для этой цели в семнадцатом
веке были модифицированы закрытые
кресла и тенты. В 1620 году Кеплер, великий
астроном и физик-оптик, ставил темную
палатку в поле, устанавливал линзу в
прорезь палатки и наблюдал за
изображением, которое появилось на белой
бумаге, прикрепленной к противоположной
стенке палатки, напротив линзы. Размеры
камеры-обскуры вскоре стали два фута в
длину и меньше фута в высоту, линза
устанавливалась с одной стороны, а у
основания другой — зеркало.